Авторы: группа детей Люльпанского детского дома - Беляев Михаил Александрович, Ильина Галина Юрьевна, Карпова Ксения Вячеславовна, Мусиряков Алексей Сергеевич, Шабалина Мария Александровна
д. Люльпаны Медведевского района Республики Марий Эл
Государственное образовательное учреждение Республики Марий Эл «Люльпанский специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VII вида»
Руководители: Ибрагимова Тамара Васильевна, воспитатель Люльпанского детского дома Титова Елена Александровна, воспитатель Люльпанского детского дома
Мы живем в красивом краю с поэтичным названием Марий Эл в деревне Люльпаны Медведевского района. Но редко можно услышать у нас речь на марийском языке, и очень редко, даже в праздничные дни можно услышать марийскую песню под звуки гармони. А все потому, что теряется интерес к национальной культуре, к национальным традициям и обрядам, а любовь к марийскому языку остается где-то в прошлом. Более 50% населения деревни по национальности мари, но молодежь отказывается признавать марийский язык родным, отрекается от культуры своего народа. И наша деревня, мы уверены, далеко не единственная в этом отношении. Воспитание уважительного отношения к своей национальности, к культуре и языку своего народа – это проблема нравственности, которая стоит сегодня перед нами взрослыми. Для детей, воспитывающихся в условиях детского дома – это проблема стоит еще более остро. Воспитанники оторваны от своих корней, многие из них не знают прошлого своей семьи, не уверены в своем будущем, стесняются своей национальности, не знают родного языка, у многих детей присутствует пренебрежительное отношение к марийской культуре. Мы считаем, что формирование представлений о культуре своего народа, чувства гордости за свою республику и свою нацию должно происходить не только на уроках марийского языка и ИКН, но и в повседневной жизни через приобщение детей к изучению, возрождению и сохранению культуры народа мари. В народе всегда существовал и существует потребность дополнить жизнь красотой. Вышивка относится к древнейшим достижениям марийского народного искусства. Реализуя с детьми исследовательский проект «К истокам марийской вышивки», мы попытались не только решить вышеозначенные задачи, но и приучить детей заниматься в свободное время полезным делом, показать, что каждое изделие, изготовленное с душой, несет в себе эстетическую нагрузку, а кроме того, что показать, что изготовленные ими изделия могут внести вклад в их бюджет. «Выполнение народного костюма в технике традиционной марийской вышивки требовал огромных затрат времени и высокого уровня мастерства. Работа выполнялась очень аккуратно, ни одного узелка или открытого шва.. Вышивали без предварительного рисунка, при работе нужно было быть очень точным». Когда ребенок не только прочитает об этом, услышит от другого, а еще и сам попробует свои силы в мастерстве вышивания, вот тогда уважительное отношение к своему народу будет формироваться более осознанно. Заложить в ребенке любовь к родному краю, воспитывать любовь к народным традициям надо в детстве, ведь все, что закладывается в человеке в детстве остается с ним на всю жизнь. Вовлеченность подростков в исследовательскую деятельность, расширение социального опыта, творчество и сотрудничество создают условия для коррекции эмоционально-волевой сферы и личностного роста детей.