Авторы ученики 7-а класса МОУ: "Средняя общеобразовательная школа 16 г.Йошкар-Олы" Руководители: Шалаева Ирина Валерьевна, Уланова Елена Геннадьевна, учитель, МОУ СОШ 16
Автор: Васильев Андрей, ученик 4В класса Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №27 г.Йошкар-Олы» Республики Марий Эл Руководитель:Короткова Надежда Геннадьевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №27 г. Йошкар-Олы»
Тема исследования жизни и творчества Майорова-Шкетана была выбрана не случайно. Изучая тему «Я.П.Майоров-Шкетан. Жизнь и творчество» по ИКН наша учительница Короткова Надежда Геннадьевна очень увлекательно рассказала о жизни и творчестве классика марийской литературы. Ещё мы узнали от неё, что Надежда Геннадьевна является родственницей известного писателя. Это меня заинтересовало, поэтому я решил ещё глубже узнать о Шкетане, исследовать родственную связь нашей учительни
... Читать дальше »
Автор: Бочкарева Мария Сергеевна, Медведевский район, село Азаново МОУ «Азановская средняя общеобразовательная школа» Руководитель работы: Шабалина Зинаида Николаевна, классный руководитель, учитель биологии, МОУ «Азановская средняя общеобразовательная школа»
Мы выражаем огромное спасибо за консультацию при написании работы кандидату филологических наук, преподавателю кафедры марийского языка и литературы Марийского государственного университета Людмиле Шабдаровой и Панфиловой Надежде Николаевне, заведующей Азановской сельской библиотекой, а также жителям села Албахтину А.А. и Антиповой А.Г. Невелика территория республики, всего-то двадцать три тысячи с небольшим квадратных километра. Это одна тысячная часть огро
... Читать дальше »
Автор: Стрельникова Татьяна Георгиевна Медведевский район, село Азаново МОУ «Азановская средняя общеобразовательная школа» Руководитель работы: Шабалина Зинаида Николаевна,учитель биологии, МОУ «Азановская средняя общеобразовательная школа»
Изучение региональных флор – одна из задач современной флористики, имеющая не только научное, но и большое практическое значение. Первым и основным этапом этой работы является их инвентаризация, т.е. выявление их видового состава. Второй не менее важный этап в ней – ботанико-географический анализ. Ботанико-географический анализ включает таксономический, биолого-морфологический, эколого-ценотический, а также хорологический (географический) анализы, позволяющие установить не только сущность
... Читать дальше »
Автор ПЛЕХАНОВА ВЕРОНИКА ЮРЬЕВНА Республики Марий Эл КОЗЬМОДЕМЬЯНСК, МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 Г. КОЗЬМОДЕМЬЯНСКА» Руководитель РОМАШОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА,УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 Г. КОЗЬМОДЕМЬЯНСКА»
Я, Плеханова Вероника, ученица 3 класса средней школы № 3 города Козьмодемьянска. Моя работа посвящена названиям улиц родного города. Большинство людей нашего города в силу своей занятости и суетности жизни мало задумываются над названиями городских улиц, по которым мы передвигаемся ежедневно: ездим, прогуливаемся, спешим по делам. А между тем, практически каждое название хранит удивительную историю - историю возникновения тех самых улиц. Пров
... Читать дальше »
Автор: Сапожникова Марта Владимировна. Новоторъяльский район, село Старый Торъял. МОУ «Староторъяльская СОШ». Руководитель: Иванова Римма Григорьевна, учитель русского языка и литературы в МОУ «Староторъяльская СОШ».
Автор: Тыртышный Александр Сергеевич. Республика Марий Эл, Медведевский район, п.Краснооктярьский МОУ«Краснооктябрьская СОШ» Руководитель: Скрябина Елена Семёновна учитель географии I категории МОУ«Краснооктябрьская СОШ».
Примечание 4 октября отмечается Всемирный день защиты животных. Между тем наш лесной край «приютил» массу диких животных. Неспроста один них - могучий лось красуется на Гербе марийской столицы. Сколько «гербового» зверя в Марий Эл? Сколько иных птиц и животных в наших лесах? Ответ на этот вопрос представлен в данной работе. Цель: Изучить видовой и количественный состав охотничье – промысловых видов животных, обитающих на территории Республики Марий Эл. Задачи: 1) Распрост
... Читать дальше »
Автор: Дыцкова Светлана Игоревна ГОУ Республики Марий Эл «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов г.Козьмодемьянска» Руководитель: Бережко Ольга Владимировна, учитель начальных классов Высшей квалификационной категории ГОУ Республики Марий Эл «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов г.Козьмодемьянска»
Автор: Плотникова Юлия Олеговна, уч.2 а МОУ «Медведевская средняя общеобразовательная школа № 3 им. 50-летия Медведевского района» Руководитель: Крыжановская Елена Александровна, учитель начальных классов
Я очень люблю слушать, когда бабушка рассказывает истории из жизни своей семьи. Однажды она показала мне свои записи и фотографии из жизни ее предков. Я увидела много медалей, орденов, почетных грамот и разных фотографий. Среди них были: медаль «За оборону Москвы», медаль «За взятие Будапешта», медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медаль Георгия Жукова, орден Отечественной войны II степени. Бабушка сказала, что все это принадлежит моему прадедушке Лебедеву Ивану Трофимовичу. Мне стало интересно: кем был мой прадедушка? Какой
... Читать дальше »
Работу выполнили: Михайлова Анастасия Эвриковна, Чешаева Анастасия Олеговна. Советский район п. Солнечный МОУ «Солнечная СОШ» Научный руководитель: Олещук Ирина Валерьевна учитель истории МОУ «Солнечная СОШ»
История города Йошкар-Олы представляет развитие населенного пункта от охранной крепости XVI века до современного экономически-развитого города ХХI века. История становления столицы отражена в исторических и архитектурных памятниках города. Такими памятниками стали различные дома именитых купцов, церкви и даже целые улицы Йошкар-Олы. Данная работа представляет собой краткий экскурс по истории Йошкар-Олы в иллюстрациях. Фотографии, использованные в данной работе, бы
... Читать дальше »
Автор — Красильников Илья Владимирович. Государственное общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл «Гуманитарная гимназия «Синяя птица» имени Иштриковой Т.В.» Руководитель: Красильникова Ираида Ивановна- мама автора
Данная работа предназначена для того, чтобы познакомить людей с уникальной природой марийского края; познакомить с таким удивительным местом, которым является «Нолькинский камень», его неповторимым богатством и красотой; приобщать к сохранению культурного наследия родного края. Эта работа может быть использована на уроках при изучении родного края, а так же может заинтересовать любителей путешествий, этнографии и старины.
Ресурсы: 1.1 фотографии, сделанные автором в данной местности 1.2 &nb
... Читать дальше »
Автор: Соколова Светлана Сергеевна, 2 «В» класс, 9 лет Горномарийский район, г. Козьмодемьянск МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Козьмодемьянска» Руководитель: Петухова Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Козьмодемьянска»
Начав изучать свою родословную, я очень много узнала о своих предках, об их жизни, я обязательно продолжу свое исследование. Я считаю, что историю своего рода должен знать каждый.
Автор работы – Киселевич Дмитрий, ученик 2-го А класса средней общеобра-зовательной школы № 3 г. Козьмодемьянска Руководитель творческой работы – Шерстнев Владимир Леонидович, заведующий историческим отделом КМК
Авторы: группа детей Люльпанского детского дома - Беляев Михаил Александрович, Ильина Галина Юрьевна, Карпова Ксения Вячеславовна, Мусиряков Алексей Сергеевич, Шабалина Мария Александровна
д. Люльпаны Медведевского района Республики Марий Эл
Государственное образовательное учреждение Республики Марий Эл «Люльпанский специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VII вида»
Руководители: Ибрагимова Тамара Васильевна, воспитатель Люльпанского детского дома Титова Елена Александровна, воспитатель Люльпанского детского дома
Мы живем в красивом краю с поэтичным названием Марий Эл в
... Читать дальше »
Авторы: Зайчиков Максим Сергеевич, Мусиряков Алексей Сергеевич, оформление: Сосков Дмитрий Сергеевич. Республика Марий Эл, Медведевский район, деревня Люльпаны. Государственное образовательное учреждение Республики Марий Эл «Люльпанский специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VII вида». Руководитель: Михайлов Андрей Витальевич, воспитатель ГОУ РМЭ «Люльпанский детский дом».
«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему». Д.С. Лихачев.&
... Читать дальше »
Автор - Бартош Анна , учащаяся 11 класса МОУ «Люльпанская СОШ», фотографии автора, 3 фотографии из сети интернет Медведевский район, д.Люльпаны. МОУ «Люльпанеская СОШ». Руководитель(ли) творческой исследовательской работы – Яндыганова Людмила Аркадьевна, учитель марийского языка МОУ «Люльпанская СОШ»
Автор исследует разнообразие народных костюмов разных этнических групп народа мари. Презентация сопровождается заметками к каждому слайду.
Автор: Орлова Ксения Альбертовна, 9а класс Адрес: с. Кужмара, Звениговский район, Республика Марий Эл МОУ «Кужмарская средняя общеобразовательная школа» Руководитель исследовательской работы: Орлова Ольга Анатольевна, учитель географии МОУ «Кужмарская средняя общеобразовательная школа»
Авторы: Скобелев Максим Владимирович, Семёнова Лариса Юрьевна, ученики 4в класса Адрес: д. Нуктуж, Звениговский район, Республика Марий Эл МОУ «Кужмарская средняя общеобразовательная школа» Руководитель исследовательской работы: Васильева Эмилия Османовна, учитель начальных классов МОУ «Кужмарская средняя общеобразовательная школа»
Автор: Демидова Линда Алексеевна, 2в класс Адрес: д. Нуктуж, Звениговский район, Республика Марий Эл, МОУ «Кужмарская средняя общеобразовательная школа» Руководитель исследовательской работы: Селедкина Нина Васильевна, учитель начальных классов МОУ «Кужмарская средняя общеобразовательная школа», Демидова Татьяна Витальевна, экономист, Сельскохозяйственная артель колхоз «Нуктужский»;
Автор: Чумакова Александра Александровна Адрес: с. Кужмара, Звениговский район, Республика Марий Эл МОУ «Кужмарская средняя общеобразовательная школа» Руководитель исследовательской работы: Алексеева Марина Геннадьевна, зам. директора по дошкольному воспитанию МОУ «Кужмарская средняя общеобразовательная школа» Звениговского района
Автор: Матюкова Ирина Сергеевна Деревня Кокшамары Звениговского района РМЭ МОУ «Кокшамарская средняя общеобразовательная школа им. И.С.Ключникова-Палантая» Ф.И.О. руководителя: Матюкова Людмила Ивановна, заместитель директора по воспитательной работе, учитель русского языка и литературы
Работу выполнил: Гусаров Вадим, ученик 4 класса МОУ «Исменецкая СОШ» Звениговского района Марий Эл Руководитель: Кириллова Т.Н., педагог-психолог МОУ «Исменецкая СОШ»
Нам очень дорога история своего края. Ученики нашей школы хорошо знают прославленных людей нашего Исменецкого края. Многие земляки жили и трудились на нашей земле. Они прославили нашу исменецкую землю и очень много сделали для развития родного края. В своей работе я хочу рассказать о замечательной женщине Мочаловой Анастасии Федотовне, которая много лет проработала в нашей сельской библиотеке. 25 июня 1965 года Указом Президиума Верховного Совета Марийской АССР Мочалова Анастасия Федотовна была удостоена высокого звания Заслуженный работник культуры Марийской АС
... Читать дальше »
Работа ученика 4 класса Ярандайкина Никиты МОУ «Исменецкая СОШ» Звениговского района Марий Эл. Руководитель: Кириллова Татьяна Николаевна, педагог-психолог МОУ «Исменецкая СОШ»
Изучить историю своей деревни я думаю делом важным и нужным. Кто знает, как появилась деревня? Может, вольный сын марийских лесов из-за непосильного бремени ясака, сбежал с насиженных мест и избрал для промысла и стоянки высокий холм между матушкой Волгой и дочерью Илетью. Проблема, поставленная перед работой очень важна. Я постараюсь восстановить связь поколений. Это интересно, увидеть прошлое своей деревни, перелистать страницы ее истории, познакомиться с ее людьми. Моя фамилия - Ярандайкин. Меня всегда интересовала наша фамилия, потому, что много Ярандайкиных в нашей д
... Читать дальше »
Автор: Дубовникова Елена Николаевна МОУ «Исменецкая средняя общеобразовательная школа» Звениговский район, с. Исменцы Созонова Ольга Павловна, воспитатель группы продленного дня МОУ «Исменецкая СОШ»
Авторы: учащиеся группы продленного дня МОУ «Исменецкая средняя общеобразовательная школа» Звениговский район, с. Исменцы Созонова Ольга Павловна, воспитатель группы продленного дня МОУ «Исменецкая СОШ»
Автор: Максимова Виктория Леонидовна, ученица 9 класса. с. Исменцы Звениговского района Республики Марий Эл. МОУ «Исменецкая СОШ» Звениговского района Республики Марий Эл. руководитель: Максимова Любовь Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Исменецкая СОШ».
У каждого человека есть Родина, и каждый любит место, где он родился и живет. Любит родные просторы, поля и леса. Дети, отличаются любознательностью, стремлением к поиску тайн. Если спросить у ребят, кто из них хочет отправиться в путешествие, то поднимется лес рук, заблестят глаза, вспыхнут улыбки. Как сделать эти качества союзниками взрослых? Этот вопрос заставил взяться за р
... Читать дальше »
Коллективная работа учащихся 7 класса.МОУ «Исменецкая СОШ» Звениговского района Республики Марий Эл. руководитель: Максимова Любовь Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Исменецкая СОШ».
Человек на войне… Судьба каждого – это отдельная история, достойная написания большого романа. Мы постарались изучить фронтовой и жизненный путь трех Ямуловых. Каждый из них внес свой вклад в Победу. Арсентий Антонович Ямулов родился в 1915 году в деревне Степанкино. В возрасте четырех лет остался без отца. Отец погиб в гражданской войне. Мать ослепла в голодном 1921-м году. Закончив Мари – Отарскую начальную школу, Арсентий Антонович поступил учиться в ФЗУ завода «Красный волгарь», после чего возвратился в деревню, работал рядовы
... Читать дальше »
Автор: Молоствова Дария Сергеевна Район, населенный пункт Республики Марий Эл: с.Исменцы, Звениговский район. Наименование образовательного учреждения: МОУ «Исменецкая СОШ» Руководитель: Молоствова Эльвира Валерьевна, учитель английского языка, МОУ «Исменецкая СОШ»
Не дымятся дали Пыль черна от слез Ни одной медали Дед мой не принес. Только в этом самом Нет его вины, Потому что сам он Не пришел с войны (В. Дворянсков)
Моя исследовательская работа посвящена моему прадедушке Федотову Ивану Филипповичу.
Цель моей работы: выявление неизвестных фактов из жизни одного из многочисленных защитников нашей Родины в годы Великой Отечественной войны.
Авторы: учащиеся 4 класса. Звениговский район, село Исменцы. МОУ «Исменецкая СОШ» Руководитель исследовательской работы: Яковлева Эльвира Викторовна, учитель начальных классов, МОУ «Исменецкая СОШ»
И людям, и птицам, и животным, и деревьям, и травам – всем знаком вкус воды. Мы побывали на реке Илеть и принесли «живую» воду. Попробовав, почувствовали её живительную силу, бодрость в теле. Илеть на карте Марий Эл. 7 слайд. В далёком прошлом на нашей территории было 1500 рек. Сегодня в Марий Эл их осталось всего 476 с общей протяжённостью 7000 км. 8 слайд. Илеть берёт своё начало около села Сабанур Параньгинского района и впадает в великую реку Волга около деревень Степанкино и Мари – Отары Звениговского район
... Читать дальше »
Авторы: ученики 6 класса МОУ «Куянковская общеобразовательная полная средняя школа» Руководитель: Гаязова Гульнара Гарифулловна, классный руководитель 6 класса
Комментарии к работе В апреле 2011 года исполнилось 80 лет со дня образования нашего Параньгинского района. Мы провели исследовательскую работу. Изучили историю района и историю деревень, входящих в Алашайское сельское поселение. К сожалению, фотографий нашлось немного. Фотоматериал взяли из школьного музея. Работа оформлена в виде презентации.
Автор: Иванова Ирина, МОУ «Суслонгерская средняя общеобразовательная школа», 10 класс Научный руководитель – учитель марийского языка и ИКН РМЭ Иванова Л.Г.
Люди с глубокой древности наблюдали за ночным небом. Оно приковывало взгляды миллионов людей своими мерцающими звёздами, кометами и причудливыми явлениями. Но прошёл не один десяток лет, прежде чем человек сам полетел в космос. Это событие не оставило равнодушным ни одного человека. Оно нашло свое отражение в искусстве, в литературе, в топонимике. Я сама живу в поселке Суслонгер на улице Гагарина. Такая улица есть практически в каждом крупном населенном пункте, в нашем районе – также в городе Звенигово, в поселке Красного
... Читать дальше »
Автор: Иванова Ирина Игоревна МОУ «Суслонгерская СОШ» Руководитель: Иванова Лариса Геннадьевна, учитель марийского языка и ИКН МОУ «Суслонгерская СОШ»
Примечание: тезисы работы.
Элементы декора, выполненные крючком, в марийском народном костюме и интерьере Люди с глубокой древности уделяли большое внимание оформлению окружающих их предметов. Я обратила внимание на один из видов рукоделия – вязание крючком, которое остается популярным и в настоящее время, но в России, в том числе и в Марий Эл, мало изучено. Цель работы: изучить историю развития вязания крючком, выявить особенности вязания крючком и использ
... Читать дальше »
Автор Грудцына Анастасия Евгеньевна г. Йошкар-Ола, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30 г. Йошкар-Олы» Руководитель: Загайнова Анастасия Геннадьевна, учитель начальных классов, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30 г. Йошкар-Олы»
Примечание (комментарий) к работе. На уроках окружающего мира в школе мы изучали реки, озера, моря. Меня заинтересовала эта тема. Интересно, много ли озер в республике Марий Эл, когда и как они появились. Какое самое глубокое озеро в республике Марий Эл, самое чистое, самое необычное? Знают ли жители Марий Эл о существовании некоторых озер? Мы думаем, что это актуальная тема. Об этом мы и хотим рассказать в своей работе. Цель исследования - выяснить, какие и сколько озер в республи
... Читать дальше »
Автор – Батолина Ольга Вячеславовна Звениговский район, с. Исменцы МОУ «Исменецкая СОШ» руководитель творческой исследовательской работы. Гаврилова Анастасия Вячеславовна, воспитатель ГПД МОУ «Исменецкая СОШ»
Авторы Лебедев Дмитрий Вячеславович, Яперова Евгения Владимировна, обучающиеся 2-б класса МОУ «Гимназия №14 г.Йошкар-Олы» Г.Йошкар-Ола МОУ «Гимназия №14 г. Йошкар-Олы» Руководитель творческой исследовательской работы Земскова Елена Альбертовна, учитель начальных классов МОУ « Гимназия №14 г. Йошкар-Олы»
Примечание (комментарий) к работе Если народ теряет связи с прошлым, он теряет силу, теряет свое будущее. Мы всегда должны помнить об этом. Цель исследования - познакомиться с марийскими народными промыслами Задачи:
Автор Бахтина Дарья, МОУ «Суслонгерская средняя общеобразовательная школа», 7 класс Научный руководитель – учитель марийского языка и ИКН РМЭ первой категории Иванова Л.Г.
Во время летнего лагеря в нашей школе был образован краеведческий отряд «Родник», который собирал предметы старины, материал о жизни нашего края. Мы выехали с этнографической экспедицией в деревню Нурумбал Звениговского района по приглашению семьи Воробьевых. Нам передали старинные предметы быта, хранившиеся на чердаке. Ребята нашего отряда были озадачены: что это за предметы, для чего они были нужны. Я также не знала значения многих предметов. У меня появилась цель: узнать названия этих предметов, их использование и значение в жизни жителей нашего края раньше и сейчас. П
... Читать дальше »
Автор Попов Михаил Олегович Горномарийский район, г. Козьмодемьянск Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Козьмодемьянска» Республики Марий Эл руководитель Криворотова Ольга Владимировна, учитель начальных классов, МОУ «СОШ №3 г.Козьмодемьянска» РМЭ
Комментарий: Мои бабушка и дедушка живут в деревне Озерки Горномарийского района. Она находится на левом берегу Волга примерно в девяти километрах от Козьмодемьянска. Озерки - деревня достаточно большая, в ней около двух тысяч жителей. Здесь есть больница, школа, магазины. В деревне и рядом с ней много водоемов и болот, а вокруг – лес. Мне очень нравится приезжать в Озерки, особенно летом, пот
... Читать дальше »
Автор: Кошкина Анастасия, ученица 1-а класса МОУ СОШ №30 г. Йошкар-Олы. Руководитель: Овчинникова Надежда Михайловна кл. руководитель 1-а класса МОУ СОШ №30 г. Йошкар-Олы.
Введение. В нашей школе в этом году работает программа «Здоровым быть модно». Каждый ученик исследует здоровый образ жизни своей семьи.
Цель: Узнать как члены моей семьи ведут здоровый образ жизни.
Гипотеза: К здоровому образу жизни можно отнести: - здоровый, крепкий сон - соблюдение правил личной гигиены - физические упражнения - закаливание - правильное питание
Задачи: 1) Узнать все о здоровом образе жизни и вредных привычках. 2) Пронабл
... Читать дальше »
Автор: Кошкина Анастасия, ученица 1-а класса МОУ СОШ №30 г. Йошкар-Олы. Руководитель: Овчинникова Надежда Михайловна кл. руководитель 1-а класса МОУ СОШ №30 г. Йошкар-Олы.
Актуальность: Республика Марий Эл богата лесами и озерами. Чтобы наш край и дальше оставался красивым, мы должны охранять природу. Для этого мы изучаем самые интересные, её уголки. Моя мама рассказала мне о путешествии на уникальное по своей природе озеро Морской глаз. Мне захотелось узнать, как возникло такое необычное озеро. Чтобы удовлетворить это любопытство, я стала вместе с мамой изучать литературу по географии, истории, собирать легенды и мифы. Путеводителем в изучении данного материала стала моя мама – Екатерина Николаевна. О
... Читать дальше »
Автор: Кибардина Любовь Владимировна. деревня Елымбаево, Мари – Турекский район, Республика Марий Эл. МОУ «Нартасская средняя общеобразовательная школа», РМЭ, Мари – Турекский район, д. Елымбаево, ул. Школьная, д.9., тел.: 8(83634)95531, Руководитель: Потаева Анна Анатольевна, учитель начальных классов.
Комментарий: Работа посвящена теме сундуков. В современном мире многие считают, что традиции, обряды, предметы быта, пришедшие к нам из прошлого, сегодня уже не нужны. И жители больших городов с легкостью забывают о своем прошлом, об истории своего народа. А традиции должны сохраняться и в первую очередь хранит историю деревня. Вот, к примеру, сундук. Для чего он был нужен на
... Читать дальше »