Авторы: учащиеся 4 класса. Звениговский район, село Исменцы. МОУ «Исменецкая СОШ» Руководитель исследовательской работы: Яковлева Эльвира Викторовна, учитель начальных классов, МОУ «Исменецкая СОШ»
И людям, и птицам, и животным, и деревьям, и травам – всем знаком вкус воды. Мы побывали на реке Илеть и принесли «живую» воду. Попробовав, почувствовали её живительную силу, бодрость в теле. Илеть на карте Марий Эл. 7 слайд. В далёком прошлом на нашей территории было 1500 рек. Сегодня в Марий Эл их осталось всего 476 с общей протяжённостью 7000 км. 8 слайд. Илеть берёт своё начало около села Сабанур Параньгинского района и впадает в великую реку Волга около деревень Степанкино и Мари – Отары Звениговского района. Протекает она по территории Параньгинского, Моркинского, Волжского и Звениговского районов. В самую жаркую пору лета исток реки высыхает на 2 км. Глубина реки достигает от 40 см до 4 метров. Самое широкое место находится ниже притока Юшут, оно 50 метров, а весной разливается до 80 метров. Мы выяснили, что притоками Илети являются реки Юшут, Тюмша, Уба, Вонча, Малонмаш, Куженерка, Яранга, Кужмара, Ировка, Параньгинка, Омшанка, Петьялка, Шора и другие. Этимология слова Илеть. 9 слайд. 1) Происхождение марийского варианта названия «Элнет» Ф.Гордеев связывает с рекой Ална в Литве, восстанавливая его древнемарийскую форму Алнат, и считает его остатком балтийских названий на территории Марийской Республики эпохи балановской археологической культуры, т.е. второй половины второго тысячелетия до нашей эры. Сравнивает с индоевропейским корнем эл – «течь, струиться». Как марийский, так и русский варианты названия можно свести к одному источнику. Конечный согласный –ть (-т) в обоих вариантах представляет собой речной суффикс – Ошеть, Оять, Ловать, Елнать. Ближе всего к марийскому варианту стоит гидроним Елнать в Ивановской Области недалеко от города Кинешмы. Диалектный вариант Элет, надо полагать, возник вследствие выпадения согласного н под влиянием татарского варианта Иллат. Перход гласного е в и в официальном варианте Илеть – результат русской адаптации татарского варианта Иллат, хотя Ф.Гордеев считает его следствием преобразования чувашского варианта Ильнеть. 2) Мы знаем, что с давних пор наши предки строили жилища у воды. На берегу Илети мы нашли 4 населённых пункта с таким же названием: станция Илеть - в Звениговском районе, деревня Илетнур – в Параньгинском районе, деревня Ильнетуры – в Волжском районе, починок Элнетумбал - в Моркинском районе. Интересно то, что населённые пункты с таким же название встречаются за пределами нашей республики, например, в Татарии, в Удмуртии и т.д. Образ Илети – в литературе и в живописи. Многие русские и марийские поэты и писатели воспевали в своих произведениях красоту и величие реки Илеть. В нашей школьной и сельской библиотеке мы нашли 17 стихотворений разных поэтов, которые посвятили свои строки красавице реке Илеть. 10 слайд. И.Осмин «Элнет». 11 слайд. В.Регеж – Горохов «Элнет» 12 слайд. Снежана Кузьмина сочинила стишок об Илети. Сколько талантливых людей рождала Илетская земля. В деревне Степанкино на берегу Илети родился марийский поэт и писатель Аркадий Арсентьевич Богданов. В его творчестве мы нашли несколько произведений, посвящённых поэтическим местам Илети. Недалеко от реки у реки озеро Васлий ер. У писателя имеется рассказ – легенда под таким же названием. Интересный человек живёт в деревне Мари – Отары. Это местный художник, истинный патриот своего края Солотков Н.А.. Из – под его кисти рождаются настоящие полотна живописи. Слайды 13, 14, 15. Все его картины посвящены природе Илетской стороны. На одной его картине мы видим величественную Илетскую дубраву, на другой – вечерний закат над рекой. На каждой – красота знакомых мест. Образ Илети - в фольклоре, в жизни народа. Мы себя гордо называем Илетскими марийцами (Элнет марий). Наш народ в своих песнях как только не воспевает любимую реку. В народных песнях впервые слышим сравнение воды Илети с серебром. В фольклоре мари образ серебра олицетворяет самое чистое, самое светлое (вода, голос любимого и т.д.). 16 слайд. Записали у участников ансамбля «Олык сем» песню «Илетская вода – серебряная вода». 17 слайд. Илетская земля богата лесами. Издавна крестьяне – бурлаки по реке Илеть сплавляли лес. Всю зиму рубили лес, на лошадях подвозили брёвна к берегу реки. Весной после ледокола бросали брёвна на воду, быстрое течение уносило их к устью реки. 18 слайд. Об этом нам рассказала 98-летняя жительница деревни Мари – Отары Михайлова Мария Михайловна. Это был тяжёлый, изнурительный труд, не каждый взрослый мужчина выдерживал, а работали на сплаве молодые и старики, мужчины и женщины. Топор и багор (показываю) - основные орудия труда бурлаков. Вот тогда на берегах Илети родилась знаменитая бурлацкая песня. Звонкий голос певца раздавался по Илети, по окрестным деревням. Работа спорилась, песня сплачивала бурлаков, вдохновляла и воодушевляла их. 19 слайд. Очень интересно рассказала нам старожил деревни Степанкино Ямулова Клавдия Владимировна о сплаве леса по Илети после войны пленными немцами. Они жили недалеко от деревни в бараках. Их заставляли работать на сплаве. Они выполняли самую тяжёлую работу: на устье реки из брёвен строили длинные плоты, для чего бечевой связывали – соединяли одно бревно с другим. Пленные работали в тяжёлых деревянных кандалах. У Клавдии Владимировны мы записали песню о жизни бурлаков. 20 слайд. Наш земляк, командир партизанской бригады в Россонских лесах Белоруссии, Охотин Р.А. до войны молодым парнишкой также работал бурлаком. Об этом отрывок из книги «В лесах под Россонами» марийского писателя Мичурина – Азмекея. Заключение – вывод. Сегодня, живя в 21 веке, мы снова и снова обращаемся к духовной культуре своего народа, которая связана с природой, с природой Илети. О чём они думали, мечтали, что завещали нам, нынешним потомкам?
Традиция, история культуры народа, дошедшее до нас из глубин столетий – наше богатство. Так давайте же мы, сегодняшние дети, возьмём из культурного очага наших предков не остывший пепел, а пылающий огонь.