Автор Бахтина Дарья, МОУ «Суслонгерская средняя общеобразовательная школа», 7 класс Научный руководитель – учитель марийского языка и ИКН РМЭ первой категории Иванова Л.Г.
Во время летнего лагеря в нашей школе был образован краеведческий отряд «Родник», который собирал предметы старины, материал о жизни нашего края. Мы выехали с этнографической экспедицией в деревню Нурумбал Звениговского района по приглашению семьи Воробьевых. Нам передали старинные предметы быта, хранившиеся на чердаке. Ребята нашего отряда были озадачены: что это за предметы, для чего они были нужны. Я также не знала значения многих предметов. У меня появилась цель: узнать названия этих предметов, их использование и значение в жизни жителей нашего края раньше и сейчас. Поставила перед собой следующие задачи: 1. Найти информацию о старинных предметах быта в разных источниках. 2. Провести сравнительный анализ найденных нами предметов с музейными экспонатами. 3. Составить описание предметов. 4. Используя материалы исследования дополнить этнографический уголок в школе. В своём исследовании использовала следующие методы: анкетирование, беседа, наблюдение, изучение научной литературы, изучение музейных фондов. Предметом исследования является материальная культура марийского народа. Объект исследования: деревянные детали и предметы, использовавшиеся в хозяйстве сельского жителя. В первую очередь я обратила внимание на то, что предметы деревянные, все они разного размера, разной формы. Я сделала предположение, что они использовались в разных видах деятельности. В связи с этим я стала изучать научную литературу по материальному быту марийского народа: о народных промыслах, о занятиях народа, об использовании предметов в быту, беседовала с народными мастерами и людьми пожилого возраста. По проведенной работе я сделала следующие выводы: • В марийской деревне предметы из дерева широко использовались в разных видах деятельности: в быту, в пчеловодстве, лесном промысле, в ткачестве, в прядении. • Дерево было доступным материалом, так как марийский край – край лесной. Из дерева рубили жилища и хозяйственные постройки, делали орудия труда, мебель, лодки и телеги, мастерили посуду. Наиболее удобными для обработки были липа, берёза, дуб, реже осина, клён, яблоня. В сухом защищённом месте изделия из дерева не теряют своих качеств и служат долго. В нашем случае деревянные предметы хранились на чердаке много лет, и мы их забрали в хорошем состоянии. • Для изготовления разных предметов использовалась не только древесина, но и кора деревьев, луб, лыко, ветки деревьев. • С изменением условий жизни изменяются виды деятельности людей и меняются предмету быта и утварь. Некоторые предметы выходят их употребления и постепенно исчезают. В ходе исследования я собирала материал о старинных предметах, также выясняла их место в наше время. В этом новизна моего исследования. Материалы моего исследования будут использованы для оформления школьного музея. Я думаю, что благодаря этнографической экспедиции, посещению музеев, поиску информации в литературе, смогу самостоятельно провести экскурсию «Деревянные предметы в жизни марийского народа».